На рынке сельскохозяйственной техники РФ лидируют отечественные бренды, однако их доля пока не достигла целевых показателей в 80% (к 2035 году), озвученных Минпромторгом. По мнению экспертов ГК Альфа-Лизинг, спрос на отечественное оборудование для АПК растет – в навесной спецтехнике он составляет 60%, на рынке комбайнов минимум 43%. Кроме того, в структуре продаж также лидируют производители из дружественных стран – Белоруссии, Китая.
Структура продаж тракторов
В России в число наиболее распространенных типов сельскохозяйственной техники вошли тракторы, навесное и сельхозоборудование и комбайны. В структуре продаж тракторов, по оценкам Альфа-Лизинга, лидирует белорусский МТЗ – на него приходится порядка 62% лизинговых сделок. По 12% занимают российские (Ростсельмаш, Агромаш, Terrion и другие) и китайские бренды (Lovol, Zoomline, YTO). Доля европейской техники составляет 3%.
Около 13% аграриев приобретают данный тип сельхозтехники с пробегом. В целом, тракторы в лизинг наиболее востребованы среди предпринимателей в Сибири (35,5% лизинговых сделок по стране), на Юге (31%) и на Урале (14%). Выбор бренда во многом обусловлен стоимостью оборудования. Так, средняя цена белорусской техники составляет 2,7 млн рублей, а европейской – 5,5 млн рублей (разница более, чем в 2 раза). При этом, средний срок лизингового договора в обоих случаях почти не отличается – 40 месяцев и 43 месяца соответственно.
Структура продаж навесного оборудования и сельскохозяйственной техники
На рынке сельскохозяйственного оборудования российские аграрии в основном приобретают в лизинг культиваторы, бороны, сеялки, жатки и т.д., на них приходится 95% сделок. Еще 5% – прочая навесная техника. В данном сегменте лидируют отечественные (60%) и белорусские производители (30%). Лидеры: завод Сельмашдеталь (9,5%), Агромастер (6%) и KLEVER (4%).
Большинство аграриев приобретают данный тип сельхозтехники новым, на долю продаж оборудования с наработкой приходится не более 2%. В целом, сельхозтехнику в лизинг приобретают в тех же регионах, что и тракторы, но в других пропорциях – чаще всего предприниматели Сибири (33% лизинговых сделок по стране), на Юге (28%) и на Урале (17%). Средняя стоимость такого типа техники по стране составляет 2,7 млн рублей в 2024 году. Средний срок лизингового договора составляет 39 месяцев.
Структура продаж комбайнов
На рынке комбайнов также лидируют российские и белорусские бренды техники. На отечественный Ростсельмаш приходится 43% лизинговых сделок, на Гомсельмаш (Белоруссия) — 24%, CLAAS (Германия) – 9,5%.
Также в данном сегменте самая высокая доля продаж техники с пробегом – до 40% сделок в лизинг. В основном комбайны поставляются в Сибирь (55%), на Юг страны (21%) и в Поволжье (14%). Разница в стоимости российских и зарубежных комбайнов составляет от 46% до 2,8 раз. Так, новый Ростсельмаш Acros стоит примерно 15,2 млн рублей, а CLAAS с наработкой (новые модели на российский рынок не поставляются) – от 22 до 43 млн рублей. В среднем комбайны оформляются аграриями в лизинг на срок 53 и 54 месяца (соответственно).
«Достижение целевых показателей Минпромторга к 2035 году вполне реалистично. Уже сейчас мы видим, что в определенных категориях техники лидируют российские и белорусские производители, в среднем по рынку этот показатель в прошлом году составлял 61%. Способствовать росту продаж отечественных марок оборудования для АПК будут не только очевидные факторы – стоимость, уход с рынка ряда зарубежных производителей и пр., но и особенности финансирования. Так, при покупке техники в лизинг для аграриев зачастую действуют более выгодные условия. Например, размер аванса при приобретении российского комбайна составляет в среднем 10%, а при покупке зарубежного аналога – 15%», — отметил Владимир Воротилин, руководитель южного дивизиона продаж ГК Альфа-Лизинг.